О путивльском Спасо-Духовом монастыре известно, что он был основан в кон. XV ¾ нач. XVI в. (упом. в 1595). Пришедший в упадок во время Смуты, он возродился в царствование Михаила Феодоровича, был упразднен указом Синода в 1770 г.: главный собор обители получил статус городского с освящением в честь Преображения Господня, сам монастырь стал приписным к севскому Троицкому монастырю.
На вопрос о том, как М. и., находившаяся в Путивльском мужском мон-ре, оказалась в Спасо-Духовой обители, дает ответ «Сказание о переносе Молченской иконы в Севск»: когда от пожара в Путивле новоустроенный игум. Пафнутием мон-рь «потерпел разорение, то чудотворная икона была помещена в Путивльском Спасо-Духовом девичьем монастыре, а отсюда уже… перенесена в Севск» (Там же. Л. 1 об.). По др. версии, после того, как в 1612 г. Свято-Духов монастырь приписали к Троицкому, в Севск были отправлены чудотворный образ Божией Матери и др. святыни обители, а также документы.
Факт переноса иконы в Севск оставался малоизвестным на протяжении XVII-XVIII вв. Знаток Богородичных икон С. Ф. Моховиков в рукописи 1714-1715 гг. «Солнце Пресветлое» датировал явление М. и. 1635 г., обойдя молчанием 1405 и 1612 гг.: «Образ Престыя Бдцы Молченския, чудотворный, явися в лето 6143 апреля в 24 де во пределех града Путивля северныя страны российского црьства, яко з поприщ от града того, на месте зовомо молченское, инже на той превысочайшей горе создан мнтрь Престыя Бдцы, аки звезда издалеча зрится всеми» (МГУ НБ. № 10536-22-71. Л. 83 об.- 84). Архим. Палладий (Батенин) также считал, что М. и. вернулась в Софрониеву пуст. в 30-х гг. XVII в., когда на Чудной горе «около 1630 г. вместо деревянной церкви построена… каменная… и перенесена, в числе других святынь, чудотворная икона Богородицы Молченския. С тех пор она неразлучно пребывает в Молчанской Софрониевой пустыни» (Палладий. 1914. С. 22). Он также оставил замечание, что в Б. Молченском мон-ре в Путивле была своя чудотворная М. и., к-рая явилась, «как сказано об этом в московских описных реестрах, 24 апреля 1635 г. вблизи Молчи, в Линевском лесу, у колодезя, называемого «Кобозева Криница», которая во время бывшего в этом монастыре в 1752 г. пожара сделалась неизвестной, о чем и возбуждалось тогда дело в Путивльском Духовном Правлении» (Там же). К этому же времени относил появление иконы в Софрониевой пуст. ее настоятель архим. Сосфен, о чем сообщил в составленном и изданном им в 1855 г. описании обители. Е. Н. Поселянин в нач. XX в. отмечал, что «чудотворный образ исчез неизвестно куда», и датировал 1635 г. принесение в Софрониеву пуст., при строителе этой обители Серапионе, списка М. и. «от сумского атамана Лукиана Константинова» (Поселянин Е. Богоматерь. С. 600). Следов., ни церковные историки, ни насельники Софрониевой пуст. и путивльского Б. Молченского монастыря не знали, где точно находилась чудотворная икона начиная со Смутного времени до 1635 г.
Т. о., можно предположить, что явленная в 1405 г. чудотворная икона, видимо погибшая в Смутное время при пожаре, стала протографом для ряда списков в путивльских мон-рях. Следует отметить, что известные источники единодушно датируют происходившие с М. и. события в XVII в., в т. ч. сретение иконы в Севске, одним числом - 24 апр.
Путаница со списками М. и. и споры мон-рей за обладание подлинным образом продолжались и в XVIII в. В «Доношении в Синод» игум. Мануила (Левицкого) от 15 сент. 1763 г. о чудотворных иконах Б. Молченского мон-ря сообщалось, что оригинал подлинной явленной М. и. погиб при пожаре 1752 г. (Чурочкин А., прот. Списки с Молченской иконы Божьей Матери: проблемы истории и атрибуции // Офиц. сайт Конотопско-Глуховской епархии. [Электр. ресурс]: www.eparhija.org.ua). Иными словами, на протяжении 1-й пол. XVIII в. насельники Б. Молченского мон-ря были уверены в том, что подлинная святыня находится в их обители.
В 1653 г. пустынь на Молче была восстановлена как приписная к Б. Молченскому мон-рю в Путивле, а со времени настоятельства в ней прп. Софрония (Батоврина) (1656- 1692) получила самостоятельность и стала называться Софрониевой. В XVIII в. Софрониева пуст. начала тяжбу с севским Троицким мон-рем за обладание святыней. Поводом послужило исцеление в севском Троицком мон-ре во время пения Акафиста перед М. и. сухорукого странника. Этот человек хорошо был известен в Софрониевой пуст., и когда весть о его исцелении дошла до настоятеля пустыни, тот, полагая, что чудо явила подлинная М. и., возбудил ходатайство о возвращении иконы из Севска. Спор об иконе пришелся на период между 1751 и 1762 гг. (этот промежуток времени определяется вступлением в должность настоятельницы игум. Маргариты и кончиной имп. Елизаветы Петровны). Узнав о ходатайстве Софрониевой пуст., настоятельница севского Троицкого мон-ря игум. Маргарита «решилась идти пешком в Петербург и просить защиты своему монастырю у Государыни Императрицы Елизаветы Петровны… Сказывают, что путешествие ея было под видом нищей страницы с одною единомысленною спутницей в Молчении, посте и непрестанной молитве. Труды ея увенчались успехом. Предание говорит, что было предписано: подлинный чудотворный образ Молченской Божией Матери оставить в Севском монастыре, а для удовлетворения благочестивого желания настоятеля Сафрониевой пустыни и братии снять с сего образа копию» (ГАБО. Ф. 508. Оп. 1. Ед. хр. 98а. Л. 3; Очерк Троицкого девичьего мон-ря. 1873. С. 75). Копия чудотворного образа находилась в теплой Благовещенской ц. Софрониевой пуст.
После названных событий усердием игум. Маргариты, московских и петербургских благотворителей для М. и. была сооружена сребропозлащенная риза с драгоценными камнями и киотом: «Корона была осыпана бриллиантами, венец, сияние и лествица - стразами, радуга выложена в три ряда разноцветными камнями. На убрусе прикреплена бриллиантовая звезда, на правом плече - звезда из мелких алмазов, на ожерелье был крупный желтый топаз, осыпанный мелкими бриллиантами, а верх этого камня обвит мелким жемчугом. Над головой Божией Матери изображен Дух Святой на финифти с сиянием из стразов. По обеим сторонам изображено по ангелу, которые держат святую икону, а вверху и внизу ангелов - по три херувима» (ГАБО. Ф. 508. Оп. 1. Ед. хр. 98а. Л. 4 об.).
Тяжба между мон-рями делает несостоятельной версию о принесении М. и. в Севск в 1770 г. инокинями Спасо-Духова мон-ря. Также следует заметить, что начало тяжбы практически совпало по времени с пожаром, случившимся в Путивле в 1752 г., когда в Б. Молченском мон-ре, по мнению братии, погибла в огне подлинная чудотворная М. и.; дело о гибели иконы рассматривалось в Путивльском духовном правлении.
Исследование сохранившихся фотографий кон. XIX в., прорисей и списков М. и. позволило выделить основные признаки базовой иконографии иконы и иконографии с дополнительными символическими изображениями. Изображение относится к типу «Одигитрия». Богоматерь изображена фронтально по пояс, голова повернута на 3/4 вправо, взгляд направлен либо прямо на молящегося, либо немного в сторону. Правая рука находится на уровне груди, левой Она снизу поддерживает Младенца. Фигура Христа показана в 3/4-ном повороте влево, десница поднята в благословляющем жесте, левая ручка со свернутым свитком покоится на бедре немного вытянутой левой ножки. Правая ножка согнута в колене, обнаженная ступня в складках ризы показана сбоку. Взгляд Христа направлен либо на Богоматерь, либо влево. Богоматерь облачена в мафорий с чепцом и в тунику. Младенец ¾ либо в далматике, либо в традиц. хитоне и гиматии. Мафорий Богоматери образует под ножками Христа большую дугообразную складку.
Символические изображения, дополняющие основную иконографию, имеют сложную программу. Мафорий Божией Матери прописан густыми кучевыми облаками. На челе и плече среди облаков вместо звезд Приснодевства изображены солнце и луна. В центре, на груди Богоматери, находится гора ¾ скалистая или покрытая зеленью, иногда с изображением города, рядом с к-рым может быть помещен круглый медальон с ликом. От Младенца Христа вниз перекинута радуга, проходящая над вершиной горы. Правой рукой Богоматерь прижимает небольшую лестницу. Богомладенец благословляет и лестницу и гору. Эти прообразовательные символы иллюстрируют толкование сна царя Навуходоносора: «Аз видех гору от нея же отсечеся камень нерукосечный», данное прор. Даниилом (Дан 2. 31-45), и непосредственно связаны с текстом Акафиста Божией Матери. Так, иконописец использовал некоторые из наиболее ярких эпитетов, данных Божией Матери: Она - Лествица, соединившая небо и землю («лествица высокая», «облаче всесветлый»), Гора, от Которой отсекся Нерукосечный Камень,- Христос («горо несекомая»). Образы и символы на иконе логически связаны между собой. Кучевые облака издревле символизировали вездесущесть Бога, Его величие: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные» (Откр 1. 7), в то же время облачный мафорий Богоматери уподобляется облаку: «Радуйся, покрове миру, ширший облака» (Акафист. Икос 6). Праведное солнце, согласно древнерус. традиции, отождествляется со Христом, а свет от него - с христианством. Луна на плече Богородицы символизирует Церковь Божию и одновременно отождествляется с Богоматерью: «Красна яко луна Дева» (Канон Пресв. Богородице Иосифа Песнописца). Гора рассматривается как символ Богоматери и Церкви Нового Завета. Радуга, берущая начало от Младенца Христа, символизирует знамение Нового Завета. Лестница, отождествляемая с Пресв. Богородицей, Которая соединила небо и землю, иллюстрирует текст Акафиста: «Радуйся, лествица небесная, Еюже сниде Бог, радуйся, мосте, переводяй сущих с земли на небо» (Икос 2).
Подобные символы неоднократно использовались в русской иконописи XVI-XVII вв., в первую очередь к ним относится появившаяся в XVI в. иконография иконы «Гора Нерукосечная» («Камень Горы Нерукосечный») (один из наиболее известных и ранних примеров - икона, происходящая из местного ряда иконостаса Преображенского собора Соловецкого мон-ря, нач. XVI в., Музей-заповедник «Кижи», см.: Кологривова. 1980. С. 273, 276, 278; Маркус. 1991. С. 67-73). Богоматерь с Младенцем сидит на высоком нарядном троне. Иконописец наряду с уже описанными символами изобразил 2 горящих светильника по сторонам трона и пышные цветы у ног Богоматери. Христос держит в руках развернутый свиток (текст: «Аз есмь прежде Авраама»).
Однако нельзя утверждать, что М. и. является поясным вариантом образа «Камень Горы Нерукосечный». Сходство символов не говорит о взаимосвязи изводов, а указывает на один лит. источник, в данном случае Акафист Божией Матери. Его художественные образы были воплощены в красках, дополнили и украсили первоначальную иконографию в период повсеместного проникновения сложной символики Акафиста в иконопись. Так, напр., символы, заимствованные из Акафиста, органично вошли в иконографию рус. варианта иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В отличие от греч. традиции помещения ростовой фигуры Богоматери с Младенцем в центре горящего куста рус. вариант более сложен: этот поясной извод «Одигитрии» идентичен базовой иконографии М. и., за исключением поворота головы Пресв. Богородицы (влево, в сторону от Младенца). На иконе «Неопалимая Купина» на мафории также изображены облака, на челе и плече Богоматери - солнце и луна, на груди - лествица, гора с градом на ней, медальон с образом Христа Царя в стенах града (Пс 86. 3).
Такие важные отличия М. и. от извода «Камень Горы Нерукосечный», как сокращенный (поясной) вариант фигуры Богоматери, положение Ее рук, рук и ножек Младенца, особенно открытой ступни правой ножки, профильной либо повернутой к зрителю, позволяют назвать в качестве протографа М. и. один из образов Богоматери «Одигитрия», возможно Тихвинской, который неоднократно использовался иконописцами при создании оригинальной иконографии (напр., такой, как икона «Запечная» из Соловецкого монастыря). Вероятно, М. и. не была исключением из этого ряда. И только через более чем 100 лет пребывания в Софрониевой пуст., в XVI в., в эпоху распространения символики Богородичного Акафиста в иконописи, икона была дополнена символическими изображениями и т. о. приобрела свои неповторимые черты.
Топонимическое наименование М. и. получило известность на приграничных территориях, связанных с обретением и перемещением иконы, а также на тех землях, куда привозили списки - «копия и мера» иконы с указанием названия протографа. На остальной территории России иконография М. и. именовалась «Камень Горы Нерукосечный» по связи с характерными символами этого извода.
Традиционно в качестве мест пребывания списков М. и. назывались: Софрониева пуст., Б. Молченский монастырь в Путивле, в с. Бусинове (ныне в черте Москвы). В наст. время иконы этого редкого типа иконографии находятся в собраниях ГЭ, ГИМ, ГТГ, ГМИР, в Переславле-Залесском, Иванове, Ярославле, с. Бусинове, с. Угодичи Ростовского р-на Ярославской обл., в Б. Молченском мон-ре Путивля, в Сумском художественном музее, в севском Крестовоздвиженском жен. мон-ре, в частных коллекциях.
Для произведений, к-рые не являлись прямыми списками М. и., характерны различные варианты положения фигур Богоматери и Младенца и использования прообразовательных символов. На иконах этого типа представлено молитвенное общение Божией Матери с Сыном, на Которого Она устремила взгляд. В ответном движении Младенец протягивает к Ней обе ручки (без свитка). Фигура Богомладенца и Его нимб не перекрывают левое плечо Богоматери, поэтому иконописец помещал на него еще один лунный диск. Радуга начинается от левого плеча Божией Матери и заканчивается на правом предплечье. К небольшой горке и наклонной лестнице со множеством перекладин добавилось доминирующее изображение града на горе (икона «Богоматерь Гора Нерукосечная», кон. XVIII - нач. XIX в., ГМИР и ГИМ (И VIII № 3402)).
В путивльском Б. Молченском монастыре находилась М. и., известная по литографии кон. XIX - нач. ХХ в., опубликованной Поселянином (Поселянин Е. Богоматерь. С. 598). М. и. изображена в ризе с чеканными полями, картушем на нижнем поле и надписью в нем о создании драгоценного убора: «В славу и честь Прстыя Влдчцы нашей Бдцы… образ ея намеди в меру стого… раго и чудотворнаго образа нарицаемого Молченския… есть во граде Путивле тщанием тоя честныя обители игумена Моисия 1729 марта…» Поля ризы украшал орнамент, состоящий из побегов с многочисленными маленькими листочками и крупными раскрывшимися соцветиями. Под нижним полем располагалось более позднее по времени создания изображение Б. Молченского мон-ря.
В настоящее время в мон-ре находится список М. и., написанный в 1754 г. также тщанием игум. Моисея. По размеру эта икона точно повторяет явленный образ (Терентьева. 2005. С. 27). Красочный слой на лике Божией Матери поврежден огнем. Икона закрыта окладом с изящным растительным орнаментом на полях в виде побегов с бутонами и виноградных гроздьев со сквозными просечными накладными венчиками. Узор на них образуют переплетающиеся побеги, по краям он дополнен изображением 2 коленопреклоненных ангелов и 2 херувимов. На нижнем поле оклада в овальном картуше - чеканная надпись: «Истинное изображение и мера с чудотворнаго образа Прстыя Бдцы Молченские еже есть во граде Путивле ашнд (1754.- И. З.) г. в мце марте писал Иван Гиорьгиив при игумине Моисеи». После закрытия мон-ря в 1923 г. икона исчезла, но в 1969 г. благочинному Путивльского и Бурынского районов и настоятелю Спасо-Преображенского собора о. Георгию Козаченко жена старосты Никольского храма П. Секерина передала завещанную ей супругом Владимирскую икону XIX в. Внутри ее деревянного киота была обнаружена спрятанная и т. о. сохраненная святыня. После открытия Путивльского мон-ря, 7 мая 1995 г., крестным ходом икона была перенесена из дома о. Георгия Козаченко в Спасо-Преображенский собор, а после Божественной литургии и молебна перед иконой - в Б. Молченский мон-рь.
Об активизации почитания М. и. в период настоятельства игум. Моисея свидетельствует создание еще нескольких списков иконы, к-рые благодаря сохранившимся надписям можно связать с Б. Молченским монастырем. Список М. и. с надписью о том, что образ, «нарицаемый Молченский», был создан «в граде Путивле в Молченском монастыре… что за посадом подле реки Семи в генваре 1739 г.», хранится в Художественном музее г. Сумы (Юрченко. 2005. С. 20). В 1742 г. была написана М. и., находящаяся ныне в ГИМ (И XVIII 4794; 25,7×20,1 см). В барочном овальном картуше на нижнем поле помещен текст: «Истое изображение и мера с чудотворнаго образа Претстыя Бдцы нарицаемыя Мол/чанския яже есть во граде Путивле в молчанскам мнастыре: написася ашмв (1742.- И. З.) го/г.». Еще одной особенностью иконы являются орнаментированные поля: по золотому фону черной краской написан растительный орнамент, имитирующий чеканку и состоящий из соцветий, бутонов и листьев, усыпанных райскими яблочками,- воспроизведение драгоценной ризы иконы, созданной в 1729 г.
Редкий подписной образ из собрания ГЭ (Инв. ЭРЖ-2243) интересен автографом иконописца в надписи под изображением: «Изобразися в меру стаго честнаго и чудотворонаго образа нарицаемыя Молческия яжа есть во граде Путивле в Молченском монастыре что за посадом подле реки Семи усть речки Крынки ашлв г. (1732.- И. З.) в месяце майи писал иконописец Иван Федорав». Иван Фёдоров известен как диакон и иконописец из г. Путивля, еще одно атрибутированное ему произведение - икона Богоматери «Всем скорбящим Радости» (1746, Музей-заповедник «Кижи», инв. Ж 1219 - см.: Кочетков. Словарь русских иконописцев. 20092. С. 714).
К другим спискам М. и., имевшим прямое отношение к протографу или к его ближайшим копиям, относится ряд икон. Среди них - один из наиболее ранних - небольшой (26,8×22,7 см) образ Божией Матери «Гора Нерукосечная» из собрания И. В. Арсеньева, к-рый происходит из Центр. России и датируется ок. сер. XVII в. (Иконы из частных собраний: Русская иконопись XIV - нач. ХХ в. (Кат. выст.) / Ред.-сост.: Н. И. Комашко. М., 2004. Кат. № 91 - атрибуция и датировка Н. И. Комашко).
Еще один список М. и. находится в собрании ГИМ. Это небольшая икона (27×20,5 см), датируемая 1-й пол. XVIII в., к-рая поступила в музей в 1937 г. с названием «Нерукосечная Гора» (103803 ИД 83/91). После расчистки живописного слоя, находившегося под плотным слоем неравномерно потемневшей олифы (имелись многочисленные восковые вставки, грубые записи по ликам Богородицы и Младенца и т. д.), открылось необычайно легкое и прозрачное авторское письмо (реставратор А. Н. Хетагуров; см.: Хетагуров. 2004. С. 30-35).